Компьютеризация обучения

Компьютеризация обучения
   — в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Осн. цели К.о.: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.
   Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Идеи применения компьютера как средства обучения возникли в 50-х гг. 20 в. в рамках программированного обучения. В 1959 в школе № 444 г. Москвы под руководством С.И. Шварцбурда был начат эксперимент по изучению старшеклассниками программирования и основ вычислительной техники. Были разработаны и внедрены в школе факультативные курсы "Основы программирования", "Основы ЭВМ", "Основы кибернетики" и другие. В учебно-производственных комбинатах осуществлялась профессиональная подготовка школьников по специальности "оператор-программист". По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение, опирающееся на модель учащегося, его "историю обучения". Изменилась оценка роли и места компьютера в учебном процессе. К началу 90-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, их общепринятой классификации не существует. Мн. авторы выделяют следующие типы систем: тренировочные; наставнические, проблемного обучения; имитационные и моделирующие; игровые программы.
   С учётом истории развития компьютерного обучения следует различать два вида обучающих систем - традиционные и интеллектуальные. Осн. особенности интеллектуальных обучающих систем: управление учебной деятельностью с учётом всех её особенностей на всех этапах решения учебной задачи, начиная от постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения; обеспечение диалогового взаимодействия, как правило, на языке, близком к естественному. В интеллектуальных обучающих системах индивидуализированное обучение осуществляется на основе динамической модели учащегося. Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему по мере формирования учебной деятельности новые обучающие функции и обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. В отличие от традиционных компьютерных систем, которые функционируют на основе заложенного алгоритма, интеллектуальная обучающая система в соответствии с заложенной системой правил организует управление учебной деятельностью как эвристический процесс.
   К.о. оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса. Значительное влияние компьютера на содержание обучения обусловлено, с одной стороны, тем, что для учащегося стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации. Это стало возможным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания; применению компьютерных средств, реализующих идеи искусственного интеллекта, в частности экспертных систем, обеспечивающих усвоение разнообразных декларативных и процедурных знаний; предоставлению учащимся доступа к большим объёмам необходимой им информации, в т.ч. и непосредственно относящейся к решаемой ими задаче. С другой стороны, компьютер позволяет включать в содержание обучения различные эвристические средства, прежде всего стратегии поиска решения задач. Важное значение имеет и то, что компьютер создаёт реальные предпосылки для создания интегрированных учебных предметов, разработки содержания профессионального обучения с учётом реальных производственных процессов, делает объектом изучения учащегося его собственную учебную деятельность.
   Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося. Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, в т.ч. и относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.
   Второе направление К.о., связанное с применением компьютера в качестве объекта изучения, в своём развитии также претерпело существенные изменения. В 60-х гг. в СССР цели компьютерной грамотности на уровне школьного обучения сводились преимущественно к знанию возможных применений компьютера и не предполагали умения практически пользоваться им для решения задач. В начале 70-х гг. практическое владение ЭВМ связывалось с обучением школьников программированию. В этом направлении накоплен значительный опыт и созданы предпосылки К.о. Со 2-й половины 70-х гг. изменился подход к определению сущности компьютерной грамотности, пересмотрена образовательная ценность различных видов знаний и умений. Осн. акцент делается на решение задач с помощью компьютера и рациональное использование математического обеспечения.
   Важными компонентами компьютерной грамотности школьников являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны. Важная цель компьютерной грамотности - умение обращаться с автоматизированными информационными системами (электронными банками данных). С конца 80-х гг. предмет изучения расширяется до основ информационной культуры, где большое внимание уделяется новым информационным технологиям.
   Использование компьютера в качестве средства обучения выявило необходимость пересмотра мн. теоретических положений дидактики и педагогической психологии. Так, экспертные системы, позволяющие довести учащегося до правильного решения задачи любой сложности, а также гипертекстные обучающие системы, предоставляющие учащемуся значительные возможности в выборе последовательности изучения учебного материала, требуют внесения корректив в соответствующие принципы обучения.
   Следует иметь в виду, что К.о. не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Компьютеризация обучения способствовала развитию дистанционного обучения.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 125-126)
   Ч312.31

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Компьютеризация обучения" в других словарях:

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Применение компьютера в учебном процессе. Можно говорить о двух направлениях компьютеризации обучения: 1) овладение приемами работы с компьютером в качестве средства учебной деятельности (для этого учащимся предлагаются… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Компьютеризация обучения — одно из направлений научно технического прогресса в образовании, имеющее целью оптимальное использование электронной вычислительной техники (включая персональные компьютеры) на всех стадиях обучения всеми его участниками …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Информатизация (компьютеризация) обучения — использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации …   Педагогический словарь

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ — широкое внедрение ЭВМ (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности (напр., для управления технологией, транспортом, энергетическими и др. производственными процессами; проектирования сложных объектов; планирования, учета и обработки… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Компьютеризация — в широком смысле слова процесс внедрения электронно вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека. широкое внедрение Электронно вычислительных машин (компьютеров) в различные сферы человеческой деятельности (например, для… …   Википедия

  • Компьютеризация — (англ. computer, от лат. computare – считать, вычислять) – широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности (например, для проведения научных исследований, управления различными производственными процессами, обучения,… …   Энциклопедия культурологии

  • компьютеризация — и; ж. Широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности, перевод трудоёмких операций и процессов на компьютерную основу. К. страны. Программа компьютеризации науки. К. экономических расчётов. * * * компьютеризация широкое… …   Энциклопедический словарь

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — использование компьютеров в учебном процессе для решения следующих задач: индивидуализации и дифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществления… …   Профессиональное образование. Словарь

  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ — широкое внедрение компьютеров (ЭВМ) в разл. сферы человеч. деятельности (напр., для управления технологич., трансп., энергетич. и др. производств. процессами; проектирования сложных объектов; планирования; учёта и обработки статистич. данных;… …   Большой энциклопедический политехнический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»